Влияние билингвизма на интеллект ребенка. Результаты современных исследований.

Несмотря на век высоких технологий и глубоких исследований, такое естественное явление как двуязычие или билингвизм до сих пор вызывает у родителей массу сомнений. Вопросов много, давайте разбираться вместе. Билингвизм сопровождал человека, пожалуй, с самого момента появления языков. Количество билингв в мире было и остаётся огромным: по данным на 2012 год 65% всего населения двуязычные. А кое-где билингвизм — норма жизни: Башкирия, Татарстан, Казахстан, Армения, Грузия — вот наиболее близкие нам двуязычные территории. Однако, исследовать детский билингвизм стали лишь в начале ХХ века, и первые результаты были неутешительны. На то была скрытая причина: в 20-30е годы Германия вооружилась целью искоренить билингвизм. Перед немецкими учеными была поставлена задача сохранить в чистоте родной язык без иноязычных примесей, иначе ребёнок утратит принадлежность к немецкой нации. И хотя некоторые учёные (Л.Выготский, Ж.Ронжа) пытались опровергнуть поспешные выводы о вреде двуязычия, в свете политических событий того периода их никто не услышал.

 

Современные исследования мозга и речи детей-билингв доказали, что в двуязычии не только нет никакой опасности, а, напротив, дети-билингвы обладают лучшей памятью и нестандартным мышлением, за счёт чего быстрее развиваются интеллектуально; легче ориентируются в меняющейся ситуации и начинают мыслить абстрактно раньше, чем их сверстники-монолингвы.

 

Канадская учёная Ellen Bailystok из Йоркского университета в Торонто, посвятившая исследованию билингвизма 40 лет своей жизни, провела ряд когнитивных тестов для одноязычных и двуязычных детей. Результаты были таковы, что билингвы показали превосходство в заданиях, которые намеренно вводили испытуемого в заблуждение, то есть их когнитивное мышление развито лучше.

 

Бытует мнение, что дети-билингвы начинают говорить позже одноязычных детей. Тщательные многолетние наблюдения ученых говорят о том, что билингвизм ни в коей мере не является причиной задержки речи. Причины такого диагноза кроются гораздо глубже, в нарушении работы подкорковых структур мозга. К этому могут привести тяжёлые роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия, а также тяжело протекающие детские болезни в первые три года жизни. Здоровые детки, не предрасположенные к ЗРР, начинают говорить в положенные сроки несмотря на двуязычную среду. Более того, наука установила, что раннее изучение второго языка (в возрасте до 5-ти лет) способствует развитию той части мозга, которая отвечает за беглость речи.

 

Сегодня учёные уже не спорят о том, что двуязычие тренирует мозг и работает на благо развития маленького человечка, перед ними стоят задачи как можно глубже изучить механизм мышления двуязычного мозга. Поэтому родители, чьи детки начинают изучать второй язык в раннем детстве, могут быть уверены, что это принесёт маленькому мозгу лишь пользу. В конце хочу привести лишь малый список известных личностей, которые были или есть билингвы: Лев Толстой, Александр Пушкин, Михаил Ломоносов, Фридрих Энгельс; из современных знаменитостей Гвинет Пэлтроу, Сандра Буллок, Бэн Эффлек, Натали Портман.

 

Учите детей языкам, учите языки сами и наслаждайтесь общением!

 

Наталья Романова, консультант Центра раннего развития SmartFox, лингвист, педагог, мама моноэтнического билингва