Психическое развитие ребенка в раннем возрасте

 

В своем развитии психика ребенка проходит ряд этапов, значение которых переоценить трудно. Каждый из них чувствителен для развития определенных психических структур. На каждом возникает что-то новое, что значительно влияет на развитие человека. Ранний возраст — период развития от года до трех, отличающийся рядом особенностей.

 

Особенности периода

 

Ребенок в этот период своей жизни развивается быстро, скачкообразно и неравномерно. Это касается как физического, так и психического развития, связь между которыми довольно ощутима. Периоду раннего детства характерна потребность двигаться, нестабильность нервной системы и слабое развитие тормозных механизмов, что приводит к перевозбуждению и перегрузке нервной системы. Эмоциональное состояние — не устойчиво, отсутствует контроль внимания, ребенок легко отвлекается. Но при всем этом легко поддается обучению.

 

Механизмы развития

 

Каким образом происходит развитие ребенка? На каждом возрастном этапе есть своя ведущая деятельность, благодаря которой происходит трансформация психики и подготовка ее к новым этапам развития. В психике ребенка, осваивающего эту деятельность, формируется центральное новообразование. По окончанию любого возрастного этапа наступает кризис. Кризисные периоды возникают как следствие конфликта, когда существующая ситуация больше не удовлетворяет внутренние нужды ребенка и он ее перерастает.

Раннее детство наступает после кризиса одного года, вследствие которого распадается ситуация «Мы» и ребенок отделяется от матери. Уходит необходимость в тесном эмоциональном контакте. Взаимодействие со взрослыми меняет характер, теперь его основа — практическое сотрудничество.

 

Взаимодействие со взрослым как средство развития

 

Наблюдая за членами семьи, маленький человек учится и развивается, изучает характер окружающих его предметов посредством игры. Появляются проблески осознания себя как отдельного существа, совершенно меняется поведение. Малыш самостоятельно изучает пространство вокруг: идет куда хочется, заставляя взрослого следовать за ним. Начиная самостоятельно передвигаться, он раздвигает рамки своего мира и возможностей, перестает целиком зависеть от взрослого. Почти всегда в начале самостоятельных действий имеет место такая ситуация: маленький человек берет взрослого за руку, ведет к интересующему предмету, потом берет за часть тела (рука, нога, палец) и требует произвести какую-то манипуляцию с желаемым объектом (нажать, открыть, одеть). Психическое развитие следует за обучением. Использование возможностей взрослого позволяет ребенку развиваться. Некоторые вещи он делает сам, а кое в чем — нужна помощь, чтоб научиться делать это самостоятельно. Данный феномен называется зоной ближайшего развития. Изучая и исследуя окружающую среду, ее свойства, ребенок развивает наглядно-действенное мышление. Он учится и приобретает опыт физически влияя на игровую ситуацию, повторяя многократно действия с предметами. Развитие коры головного мозга напрямую влияет на мышление, память, восприятие, воображение. Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная. Малыш постоянно пробует самостоятельно питаться, пить, одеваться, убирать. Видя как родители обращаются с предметами, он начинает повторять увиденное, пытается всеми способами копировать взрослого. Выражается это в интересе к домашним делам, к одеванию, готовке, действиям с посудой, столовыми приборами, едой. Тесную связь имеют мышление и восприятие. Первое развивается за счет второго. Восприятие связано с такими мыслительными операциями, как классификация, обобщение, подведение под понятие и др.

 

Особенности речи

 

В этом жизненном периоде закладываются речевые навыки. Начиная со второго года существования малыш выражает свои потребности односложными предложениями. Если ребенком заниматься — речевые навыки будут совершенствоваться, предложения — усложняться. Происходит овладение разными способами коммуникации:

— речью — развивается словарный запас, ребенок строит сложные предложения в 5-6 слов;

— мимикой — ребенок использует улыбку, контакт глаз, хмурится;

— экспрессией тела — движения, прикосновения, позы. Меняется функция речи. С указательной она становится обозначающей. К трем годам в пассивном словаре находится больше тысячи слов, ребенок строит сложные предложения.

 

Кризис трех лет

 

В конце третьего года приходит кризис, именуемый кризисом трех лет. Кризис обуславливается новыми потребностями ребенка и центральным новообразованием — стремлением быть самостоятельным, «я — сам». Он осознает себя как личность, появляются признаки темперамента, закладываются основы для личностного становления, появляется самооценка. Все это — предпосылки к кризису. Его признаки — строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, деспотизм, протест и обесценивание требований взрослых. Система ценностей малыша терпит кардинальные изменения. Теперь он хочет чувствовать ценность собственного мнения, свою важность. Негативные реакции направляются не на самого родителя, а на его требования к ребенку, который обычно хочет намного больше, чем может. Возникает потребность жить со взрослым общей жизнью, быть задействованным, иметь право выбирать самому. Справиться с кризисом возможно приобщая ребенка к игре, где он в полной мере может стать «как взрослый».