Если случился перерыв в занятиях английским?

 

 

В каждой российской семье, в которой ребёнок воспитывается или активно обучается английскому, рано или поздно происходит ситуация вынужденного перерыва в общении на английском. Например, заболел родитель — основной источник языковой среды, или ребёнка отправили к бабушке на каникулы, где нет никакой возможности организовать занятия или общение. Проходит 2, 3 или даже 4 недели, и родители в панике оттого, что ребёнок «всё напрочь забыл» и английской речи как не бывало. Как быть?

 

Для начала следует выдохнуть и понять главное: сейчас всё зависит от вас. Ребёнок за месяц ничего не забыл, а переключился и полностью погрузился в комфортную русскоязычную среду. Комфортная среда это та, которой много и она сама тебя находит. Теперь поговорим о том, какова должна быть стратегия родителей. В первую очередь, во время вынужденного перерыва в общении, постарайтесь сохранить присутствие английской речи хотя бы в пассивном состоянии: загрузите ребенку в гаджет английские песни, аудиокниги и, если малышу разрешается видео — то только на английском. Это поможет ребёнку психологически не расставаться  со вторым языком. По окончании перерыва самое сложное для мамы и папы — это взять себя в руки и вернуть именно свой мозг в режим двуязычия. Начинайте плавно, не паникуйте. Проще всего начать много читать на английском ребёнку. Так вы смахнёте пыль со своих знаний, освежите конструкции и почувствуете, что мозг стал снова думать по-английски, пусть пока и не быстро.

 

Второй этап — обсуждение прочитанного. Смотрите мультики вместе с ребенком или хотя бы слушайте, после обсудите вместе сюжет, сильно не углубляясь:

— What was the boy’s (main character’s) name?
— What was he doing?
— Did he play with a ball?
— Did he have breakfast?
— What did he have for breakfast?
— Why was he upset?
— Where did he go?

Если ребёнок затрудняется с ответом, не тяните мучительную паузу, а помогите подсказкой или дайте ответ сами и объясните почему так.

Подумайте, как поднять свою мотивацию: общение с единомышленниками-родителями, которые могут вас поддержать, совместная прогулка с ними, посещение мероприятия на английском. Но самый верный способ быстро и эффективно вернуть себя и ребенка в среду — это начать изучать что-то новое, а не застревать на фазе «вспомнить всё». Купите новую книгу, придумайте новую игру и напишите/найдите и выучите соответствующий глоссарий, уделите вечером час на изучение пробела в грамматике, который давно не давал вам покоя. Просто откройте и полистайте словарь Oxford Dictionary for Advanced Leaners, это тоже весьма вдохновляет.

После перерыва дети отказываются включать активную речь. То есть на «английский» вопрос мамы ребёнок упорно отвечает по-русски. В такой ситуации маме нужно проявить стойкость и хладнокровие с улыбкой: спокойно перевести ответ ребенка на английский и далее продолжать общение, не переходя на русский. Аналогично поступайте с просьбами малыша — переведите его вопрос на английский и только потом отвечайте. Если через день-два ситуация не меняется, то просите прямо: Could you say it in English, please или Sorry, I don’t understand. Комментируйте на английском все все, что делает ребёнок. Подумайте, как поднять мотивацию у более старших детей (5-10 лет) снова общаться на английском. Часто помогает система поощрения: выдавайте ребенку звездочку каждый раз, когда он выступает инициатором общения на английском. Придумайте символический приз за каждые 10 набранных звездочек. Но самая лучшая мотивация для ребёнка — это огонь в глазах мамы и перспектива интересного общения (опыты, игра вместе и т.д), и тогда ребенку уже неважно, на каком это языке. Не сдавайтесь и победа вам обеспечена.

 

Наталья Романова, консультант Центра раннего развития SmartFox, лингвист, педагог, мама моноэтнического билингва