Что делать, если ребенок не хочет говорить на английском?

 

 

В семьях, где родители уделяют достаточно внимания изучению иностранных языков детьми, случаются ситуации, что ребёнок, обычно в возрасте 6-8ми лет, активно занимается английским в языковой школе или с репетитором, знает много слов и фраз, стихов и песен, хорошо понимает английскую речь на своём уровне, отказывается общаться на языке. «Никак не хочет говорить! Попрошу что-нибудь сказать по-английски, а он молчит, как рыба», жалуется мама.
Что же делать?
Самая распространённая причина такого поведения ребёнка — давление со стороны родителей. Как это ни парадоксально, но дети стесняются демонстрировать свои знания близким людям, особенно если мама или папа настаивает: «Скажи мне что-нибудь, ты же знаешь!», «Поговори с нашей тётей Олей на английском, она как раз учительница в школе.»
Дети отлично чувствуют неискренность подобной просьбы и у них срабатывает естественное внутреннее сопротивление. В такой ситуации родители хотят похвастать своим «успешным родительством» за счёт ребёнка. Кроме того, сама фраза «Скажи мне что-нибудь на английском» настолько пуста и абстрактна, что собьёт с толку любого взрослого, хорошо владеющего языком. В этом случае родителям нужно отпустить ситуацию и перестать давить на ребёнка. Если дома вы не общаетесь на языке, но вам очень хочется узнать, чего же достиг ребёнок послушать его речь, то можно спросить о результатах у педагога английского, желательно наедине. Другой замечательный способ – это международные экзамены Young Learners Exam, специально разработанные методистами-носителями языка для детей в возрасте от 6 до 12 лет, изучающих английский как иностранный. Это независимая оценка знаний вашего ребёнка, которой доверяет весь мир.
Но как же быть тем мамам и папам, которые хотят и могут общаться с ребенком дома на английском дополнительно, не считая занятий в языковой школе, а ребенок упорно продолжает отвечать по-русски?
Для начала, нужно перестать всячески уговаривать малыша заговорить по-английски, исключить любое давление. Когда прямые настойчивые просьбы исключены, подумайте: где ребенок находит практическое применение английскому? Мы сейчас рассматриваем ситуацию с русскоязычной средой, когда у малыша нет ежедневного естественного общения со сверстниками в саду или школе. Часто проблема заключается в том, что ребенок просто не понимает зачем ему английский, когда все вокруг говорят по-русски. И здесь задача родителей сделать так, чтобы малыш нашел практическое применение своим знаниям. Какие могут быть варианты:
— Начните обращаться к ребенку по-английски сначала понемногу, постепенно увеличивая объем вашей английской речи.
— Создайте дома языковую среду настолько, насколько это возможно: мультфильмы, новости, радио, книги, подавайте пример общением между собой на английском.
— Найдите ребенку компанию. Окуните его в круг общения на английском. Ищите языковую среду не только дома, но и за его пределами. Главное, чтобы английский был прикладным, то есть не целью общения, а его средством. Ваш ребенок любит танцевать? Пусть это будут танцы «на английском», экскурсии — с англоговорящим экскурсоводом и т.д. Дружба с единомышленниками, а также языковая среда делают своё дело.
— Если ребенок на ваш вопрос по-английски отвечает вам по-русски, просто спокойным голосом, не глядя ребенку в глаза, продублируйте его ответ по-английски и продолжайте беседовать с ним дальше, не переходя на русский. Точно так же, если ребенок задает вам вопрос по-русски, то вы, прежде чем ответить, повторите его вопрос по-английски и дальше отвечайте на него, не переходя на русский.
— Если вы видите, что малыш нормально реагирует на ваше «дублирование» его русской речи, попробуйте через время попросить его: «Could say it in English, please?».
— Не исправляйте каждое слово, ошибку или недочет в английской речи ребенка. Позвольте ему говорить! Поддерживайте малыша взглядом, жестами, кивками. Ему нужно почувствовать уверенность.

 

 

Наталья Романова, консультант Центра раннего развития SmartFox, лингвист, педагог, мама моноэтнического билингва