Английский в раннем детстве. Pros and cons.

 

В настоящее время раннему развитию детей уделяется особое внимание педагогов и родителей. С самого нежного возраста дети грызут гранит науки. У такого подхода есть свои сторонники и противники. И в этой связи очень часто можно слышать о пользе и вреде раннего изучения английского языка. Давайте вместе разберемся, является ли английский в этом возрасте преимуществом или серьезной помехой в усвоении родной речи.

 

Часто, под ранним изучением английского языка подразумевается совсем не то, что происходит на самом деле. Противники раннего изучения языков представляют полуторагодовалых малышей, усаженных за парты, и занятие за занятием изучающих слова по карточкам. При таком подходе, действительно, от английского больше вреда, чем пользы, так как при нем не учитываются возрастные особенности детей и навряд ли такие занятия понравятся самим малышам. Мы же поговорим о совершенно другом способе изучения языка — о методе погружения. Данный метод заключается в том, что ребенок оказывается в искусственной языковой среде и постигает иностранный язык таким же образом, как и родной.

 

На таких «занятиях» педагоги играют с детьми, смотрят мультфильмы и читают книги, которые предлагают родители-носители языка своим чадам. Дети знакомятся с английским фольклором, занимаются творчеством, развивают мелкую и крупную моторику, играют в подвижные игры и делают пальчиковую гимнастику. Подросшие малыши постигают первые науки — счет, формы и фигуры, алфавит, информацию об окружающем мире. А в это время в отделах мозга, отвечающих за речь, образуются миллионы новых связей между нейронами, и постепенно иностранный язык становится вторым родным.

 

Безусловно, ваш ребенок не заговорит четко и бойко уже со второго занятия, но ведь и родной язык постигается не в одночасье. Как ваш малыш учился русскому языку? Первый период — период слушания. Младенец слышит речь родителей, но не понимает ее. Затем, ближе к году, ребенок понимает, что ему говорят взрослые и отвечает жестами, мимикой. Он повторяет за взрослым движения, сопровождающие потешки, выполняет просьбы. На следующем этапе появляются короткие слова-предложения, затем, свзяки из двух слов и только потом маленький человек начинает говорить. При обучении методом погружения искусственно создается аналогичная ситуация и дети проходят те же этапы в своем речевом развитии на иностранном языке. Возможно, пройдет пару месяцев, прежде чем вы заметите, что ребенок понимает обращенную речь, через полгода вам посчастливится услышать первые слова, а через год вы сможете пообщаться с ребенком по-английски. Сроки овладения речевыми умениями значительно разнятся у разных детей, но все они обязательно проходят эти этапы.

 

Спустя некоторое время ребенок, в раннем детстве столкнувшийся с методом погружения, свободно говорит на английском языке как с педагогами, так и с носителями, понимает обращенную к нему речь, смотрит оригинальные мультики и читает вместе с родителями книги, которые читают его зарубежные сверстники.

 

Надо сказать, что усилиями одних педагогов тут не обойтись. Независимо от уровня владения иностранным языком, родители должны под руководством преподавателей поддерживать искусственную языковую среду дома. О том, как это делать, мы поговорим в нашей следующей статье. Успехов вам в освоении нового и увлекательного мира английского языка и культуры!

 

Ольга Ясонова, консультант Центра раннего развития SmartFox, преподаватель английского языка в Белгородском государственном университете, мама двух детей-билингвов